“ГАЗ”: 70 лет в пути

29 января Горьковский автомобильный завод отметит 70-летний юбилей со дня выпуска первого автомобиля.
Им стал легендарный грузовик ГАЗ-АА, более известный в народе как “полуторка”. В январе 1932 года на предприятии было собрано 25 грузовиков, а затем оно стало наращивать выпуск, ежемесячно собирая 60 и более автомобилей.
Советам помог Форд
20-е годы вошли в историю как десятилетие, когда автомобиль совершил настоящий прорыв: как в США, так и в Европе. В СССР потребность народного хозяйства в автомобилях тоже была чрезвычайно велика. Тем не менее, к началу 1928 года по численности автомобильного парка Советский Союз уступал даже таким небольшим странам, как Польша или Финляндия. Импорт, безусловно, не мог решить транспортную проблему, а отечественные предприятия выпускали в конце 20-х годов немногим более полутора тысяч машин в год. Очевидно, что такие темпы не соответствовали резко возросшему спросу на автомобили - главным образом, грузовые.
Решение о строительстве автозавода власти страны приняли 4 марта 1929 года. В приказе ВСНХ СССР за № 498 говорилось, что правительство полно решимости построить современное автосборочное предприятие производительностью 100 тыс. машин в год. Местом постройки выбрали район дер. Монастырка под Нижним Новгородом. Город располагал квалифицированной рабочей силой, а две реки, на слиянии которых расположен Нижний, позволяли подвозить все необходимое для завода водным путем: так было гораздо дешевле. А там недалеко и Урал - с его металлургической базой, и достаточно далеко от госграницы.
31 мая 1929 года между ВСНХ СССР и Генри Фордом был подписан судьбоносный договор. Советская сторона получала от Ford Motor Company техническую помощь при постройке и пуске завода, право на изготовление у себя моделей Ford, а также обучение в США специалистов. Срок технического сотрудничества был определен в 9 лет.
Крупнейший автозавод СССР
Как мы уже сказали, первой моделью, сошедшей с конвейера “ГАЗа”, стал 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (впоследствии - ГАЗ-АА). В начале 30-х годов приоритет в производстве отдавался именно грузовым автомобилям.
Известно, что они изготавливались по фордовским чертежам. От американских собратьев “газики” переняли простоту конструкции, неприхотливость, хорошую проходимость. Однако родство с заокеанскими прототипами было неполным. Наши инженеры внесли в конструкцию некоторые изменения: усилили картер сцепления и рулевой механизм, установили воздушный фильтр.
Сочетая использование фордовских разработок с поиском и внедрением своих решений, конструкторы “ГАЗа” на базе “полуторки” создали немало модификаций. В 1933 году появился автобус служебного назначения ГАЗ 03-30. В конце 1934-го на конвейер встал 3-осный грузовик ГАЗ-ААА. Это была самая массовая в те годы модель повышенной проходимости. За 9 лет выпущено 37373 автомобиля. Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 году на филиале “ГАЗа” начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55, который имел в салоне калорифер и систему вентиляции. В те же годы был создан газогенераторный грузовик ГАЗ-42.
К концу 30-х годов предприятие стало ведущим автосборочным заводом в СССР, освоило 17 моделей и модификаций. “ГАЗ” производил 68,3% всех выпускаемых в стране машин. В годы Великой Отечественной войны, откликнувшись на потребности фронта, завод не только увеличил выпуск нужных армии автомобилей довоенных типов, но и сумел освоить сборку принципиально новых вездеходов ГАЗ-64 и ГАЗ-67.
От “пятьдесят первого” - к “Газели”
В июне 1946 года на предприятии началось массовое производство грузовика ГАЗ 51, продержавшегося на конвейере
29 лет и выпускавшегося, кроме Горького, в Польше, Болгарии, Китае и в Северной Корее. Для своего времени “пятьдесят первый” представлял собой передовую и вполне современную конструкцию. Его создатели, при небольшом увеличении массы (по сравнению с предшественником), сумели повысить грузоподъемность более чем в 1,5 раза, а межремонтный пробег - в
2 раза. 6-цилиндровый двигатель мощностью 70 л. с. позволял развивать скорость до 70 км/час.
В 60-е годы послевоенные грузовики уступили конвейер автомобилям ГАЗ 52, ГАЗ 53А и ГАЗ 66. Последний стал вехой в отечественном автомобилестроении: он легко преодолевал любое бездорожье, подъемы крутизной до 37 градусов, мог перевозить 2 т груза и буксировать еще 2 т. ГАЗ-66 заслуженно продержался на конвейере более четверти века.
Горьковский автозавод сумел достойно встретить перестроечные времена, отреагировав на потребности нарождающегося класса мелких и средних предпринимателей. В 1994 году завод выпустил первый в стране коммерческий грузовик - ГАЗ 3302 “Газель”. Автомобиль мгновенно приобрел популярность и успешно вытеснил из этой рыночной ниши менее экономичные среднетоннажные и крупнотоннажные грузовые автомобили. Впрочем, это уже сегодняшний день завода, которому, повторимся, исполняется 70 лет.

Comments are closed.