Matra: особенности клонирования Renault

Спортивные амбиции компании Matra, завоевавшей в 1968 году титул чемпиона мира в автомобильных гонках “Формулы 1”, уже не раз реализовывались в появлении автомобилей, аналогов которым на планете не так уж и много. Одним из последних творений стал Renault Espera, для создания которого были привлечены дизайнеры из разных школ.

Случилось так, что в 1997 году известный швейцарский автодизайнер Франко Сбарро (уроженец Италии) во время престижных гонок “24 часа Ле Мана” продемонстрировал свою новую экспозицию авангардных концепт-каров. Своеобразный вернисаж был организован в связи с открытием во французском городе Понтарлье уникального международного учебного заведения, взявшего курс на подготовку будущих корифеев автомобильной стилистики. Прохаживаясь по боксам команд, Франко вдруг поймал себя на мысли, что ожидание начала соревнований проходит как-то статично - зрители не проявляют интереса ни к одному из вышедших на старт автомобилей, то есть налицо полное отсутствие, если можно так выразиться, “автоизюминки”. И тут, влекомый этими мыслями, дизайнер случайно встречает своего соотечественника - итальянца Энцо Гаравеллони, занимавшего ключевую позицию в автомобильном отделении компании Matra.

Будущие коллеги по проекту быстро нашли общий язык - тем более, что тема для разговора была близка обоим: Ле Ман и связанные с ним автобаталии, к которым выходцы с Апеннинского полуострова имели не такое уж далекое отношение. Дело в том, что еще в 1960-х годах Энцо Гаравеллони и компания Matra с большим преимуществом выиграли три раза подряд - с 1972 по 1974 год - у далеко не слабых как тогда, так и сейчас Porsche, Ferrari и Ford. А Франко Сбарро в этот же период времени работал рядовым автомехаником в знаменитой “конюшне” Ferrari-Scuderia Filipinetti. Более того: из диалога двух земляков выяснилось, что французский концерн Renault, являющийся давним и очень серьезным партнером Matra (вспомним мини-вэн Renault Espace), вынашивает идею торжественно отметить 20-летие своей победы в “24 часа Ле Мана” в 1978 году, покуда участие в ближайших гонках полностью укомплектованной командой не является главной целью Renault.

Таким образом, собеседники пришли к единому мнению насчет создания оригинального концепт-кара на базе хорошо зарекомендовавшего себя Renault Espace, но с одним условием: автомобиль должен быть без крыши (этакий авангардный кабриолет) и заниматься тем, чтобы вывозить различных знаменитостей, приехавших на автоспортшоу в Ле Ман непосредственно перед началом соревнований - это внесет оживление в программу грандиозного мероприятия. Кроме того, проект имел и еще одну сторону медали: разработка столь необычного автомобиля могла стать хорошей практикой для начинающих дизайнеров из вновь образованной Франко Сбарро кузницы кадров. Словом, решение было принято, и дело оставалось за малым: предстояло совместить, по сути, несовместимое, ибо семейный мини-вэн (коим, несомненно, является Espace) должен был превратиться ни мало ни много в 5-местный спайдер, обладающий превосходными спортивными характеристиками.

Кому-то такая задача и могла показаться маловыполнимой, но только не опытному Франко Сбарра. Истинный авангардист, он изначально нацелился на создание “мускулистой” новинки, которая отчетливо говорила бы о причастности к “лемановскому” классу машин. В результате изысков Renault Espace был “переобут” в огромные 18-дюймовые (335/30 R18) покрышки, а крылья автомобиля получили не менее массивное (по 140 мм с каждой стороны) “оперение”. Так что, вид у нового концепт-кара получился по-спортивному боевой и достаточно агрессивный.

Но необходимо было реализовать еще несколько идей. Во-первых, автомобиль предназначался для того, чтобы зрители автогонок могли хорошо рассмотреть находящихся в салоне спайдера. Для этого Сбарро с учениками значительно приподняли задний ряд кресел относительно передних, что возымело должный эффект. Во-вторых, создаваемый автомобиль хоть чем-то должен был напоминать крутой открытый Renault Spider, и чтобы достичь мало-мальской идентичности с ним, новичка оснастили длинными профилированными выступами. Третий нюанс касался непосредственно салона, который, в силу открытой конструкции автомобиля, в любой момент мог оказаться подверженным атмосферным осадкам. С учетом всего этого выбор обивки был сделан в пользу специальных материалов, которые стоически выдерживают дождевые ванны. Таким образом, конструкция и оформление концепт-кара были продуманы более чем тщательно, и в этом, по признанию самого Сбарро, немалая заслуга принадлежит его ученикам. Правда, в разработке автомобиля швейцарскому дизайнеру не удалось реализовать свою самую любимую “мульку” - раскрасить чудо дизайнерской мысли в несколько ярких цветов. Сбарро пришлось поубавить свой разгоревшийся было пыл, так как концепт-кар должен был быть выдержан в сугубо “французских” тонах.

Презентация спайдера Espera (именно так окрестили чудо-автомобиль, взяв за основу корень слова “Espace” и название автошколы Франко Сбарра) прошла более чем успешно. Концепт-кар сделал несколько кругов по знаменитой трассе Ле Мана, и сидевшие в его салоне знаменитости сорвали бурю аплодисментов многочисленной зрительской публики. Уже на своем дебюте Espera показал высокие динамические характеристики. Иначе и быть не могло, ведь автомобиль оснастили 3-литровой V-образной “шестеркой”, которая развивала 194 лошадиные силы. Кстати, этот двигатель вошел в серийное оснащение обновленной версии Renault Espace, сменив собой далеко не лучший 115-сильный вариант.

Таким вот интересным оказался тернистый путь оригинального концепт-кара, над созданием которого изрядно поработали как сам маэстро Сбарра, так и не менее опытные инженеры компании Matra. Надо заметить, что для Matra конструирование мутантов в виде клонирования серийных мини-вэнов под ярко спортивные спайдеры - занятие не такое уж и новое. Достаточно полистать страницы истории Renault и вспомнить концепт Espace 1-го образца 1995 года (J63-type). Тогда популярный в Европе мини-вэн Espace получил 800-сильный двигатель
и шасси Renault V10 от “формулического” болида Williams знаменитого Алена Проста. Назвать ту модель мини-вэном прямо-таки кощунственно, ибо где это видано, чтобы автомобиль, предназначенный для семейных поездок за город, развивал скорость, характерную для вертолета - 350 км/час, при этом выстреливая до 200 км/час всего за 5,5 с?

На заметку: Для продвижения сайта в яндексе зайдите на seopult.ru

Comments are closed.